Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу

Церковь Козьмы и Дамиана, сер. XVIII в., 1-я треть XIX в.


Адрес
Гора Революции, ул

Один из ярких культовых памятников Галича, выделяющийся выразительной объемной композицией, характерной для приходских храмов в формах провинциального барокко, и несколько архаичным фасадным декором, тяготеющим к формам нач. XVIII в. Вплоть до рубежа XIX-XX вв. место, где стоит церковь, не входило в черту города и числилось селом Козмодемьянским. Известно, что здесь существовал одноименный монастырь, упраздненный в 1764 г. Возможно, первоначально храм был монастырским. Каменная церковь Козьмы и Демьяна с приделами Покрова и Федоровской иконы Богоматери возведена в 1755 г. на средства галичского купца Иакинфа Скорняшникова. К юго-востоку от храма стояла высокая шатровая колокольня, а весь участок был окружен каменной оградой с воротами. В 1-й трети XIX в. трапезная церкви была перестроена в ампирных формах. Видимо, тогда же была частично переделана и апсида. В 1980-е гг. КСНРПМ проведена реставрация храма (архит. В.С. Шапошников).
Церковь, стоящая на высоком холме над железной дорогой, видна со многих улиц западной части города и играет большую роль в формировании его панорамы. Вокруг храма расположено старое, заросшее деревьями кладбище. Компактный кубовидный двусветный четверик храма завершен высокой кровлей гуськового очертания и увенчан миниатюрной чешуйчатой главкой, поднятой над шлемовидной кровлей восьмигранного барабана. Пониженная полуциркульная апсида и широкая трапезная, придельные алтари которой частично прикрывают основной объем, равны по высоте. С запада устроен небольшой притвор с купольной кровлей.
Храм окружен профилированным цоколем. Углы четверика подчеркнуты широкими огибающими лопатками, а венчает его профилированный карниз с поясом мелких двухступенчатых консолек. Окна боковых фасадов, размещенные по двум осям, оформлены вдавленными ступенчатыми рамками, которые в верхнем ярусе завершены килевидными кокошниками, а в нижнем — дополнены колончатыми наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Стены апсиды и трапезной венчают простые ступенчатые карнизы. Окна придельных алтарей в профилированных рамках с треугольными фронтончиками, по-видимому, относятся к первоначальному периоду строительства, а тройные итальянские окна на боковых фасадах — результат перестроек XIX в. Аналогичные тройные окна украшают также боковые фасады западного притвора.
Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранным отверстием светового барабана в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на плоские тромпы. Три арки ведут в алтарь, конха которого прорезана тремя распалубками над окнами. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами; в притворе — плоский потолок.
Внутри в основании свода и под окнами второго света проходят профилированные карнизы с сухариками. Верхний ярус стен и свод четверика украшены живописью. В своде она относится к 1-й пол. XIX в. и интересна как пример живучести барочных традиций в росписях провинции. На основных гранях в поздних тянутых обрамлениях помещены многофигурные композиции на библейские темы, на диагональных — святые в рост, под ними в сияниях — символы веры. Общий колорит росписей теплый, высветленный, построенный на сочетании бледно-зеленого фона стен, охристых тонов в рокайльных орнаментах и оливково-зеленоватых в сюжетных композициях. Плохо сохранившаяся живопись на боковых стенах (евангелисты) сильно прописана маслом, а роспись западной стены с сюжетной сценой в профилированном тянутом квадрифолии и фигурами ангелов по сторонам появилась в нач. XX в.
Главный иконостас, голубой, с позолоченными деталями и колоннами, выкрашенными «под мрамор», перевезен из церкви Рождества Богоматери в с. Реброво Галичского района. Он выполнен в 1820-1830-е гг. в стиле классицизма. Два яруса стройных колонн с коринфскими капителями несут неполные антаблементы с гладким фризом и профилированным карнизом, декорированным мутулами и резными розетками. Раскреповки антаблементов образуют подобия двухколонных портиков. Царские врата украшены гирляндами из виноградных гроздьев. В храме сохранилось покрытие из чугунных плит с изображением букетов в круглой рамке.

Лит. и ист.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 162; Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 72-73; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб, 1892. С. 185. № 878; Известия императорской археологической комиссии. СПб, 1909. Вып. 31. С. 159-160; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 76; Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Пг., 1916. С. 37; Храмы Галича // Губернский дом. Кострома, 2000. № 2 (39). С. 40; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 100; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. Кострома, 2001. С. 34-36; Рудченко В.М., Щеболева Е.Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008. С.58-59.

Персоны
Скорняшников Иакинф
Шапошников В.С.

Данные государственной охраны
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Название по постановлению: Косьмодемьянская церковь
Датировка по постановлению: 1755 г.
Постановление: Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»