Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу

Храмовый комплекс: церкви Введения и Василия Великого, 2-я пол. XVIII в., сер. XIX в.


Адрес
Свердлова, ул, д. 20
Свердлова, ул, д. 20, лит. а

Центральный культовый комплекс Рыбной слободы, включающий два храма в формах провинциального барокко, сохраняющих в фасадном декоре ряд запоздалых элементов архитектуры XVII в. Комплекс возник на месте Васильевского монастыря, о котором известно лишь то, что он существовал в 1632 г. и имел церкви во имя Василия Кесарийского и Введенскую с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летняя церковь Василия Великого с Петропавловским приделом и шатровой колокольней, по некоторым сведениям, была заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Зимняя церковь Введения с приделами Кирилла Новоезерского и Серафима Саровского возведена в 1798 г. В сер. XIX в. к ней был пристроен двухэтажный западный притвор. В кон. XIX столетия при храмах была открыта церковноприходская школа. В 1930-е гг. после закрытия церквей были сломаны верхние ярусы колокольни, утрачены малые главки Васильевского храма, а его четверик внутри был разделен на два этажа, пострадал фасадный декор обоих зданий. В 1970-е гг. церковь Введения отреставрировали, с 1990-х гг. идет восстановление Васильевского храма, к настоящему времени воссоздана его колокольня и первоначальное завершение.
Комплекс расположен в центральной части Рыбной слободы. Обширный церковный участок с северо-западной стороны ограничен Набережной ул., идущей по берегу Галичского озера, а с юго-восточной — главной магистралью слободы, ул. Свердлова. Особенностью постановки храмов является ориентация их алтарей, сильно смещенная к югу. Близкие по размеру здания поставлены параллельно друг другу (Васильевская церковь чуть смещена к ул. Свердлова), колокольня Васильевской церкви служит высотной доминантой прилегающего района и играет огромное значение в панораме города с озера.
Церковь Василия Великого — хороший пример приходского храма в формах барокко с характерной для Галичского района объемной композицией. Компактный двусветный четверик увенчан пятью небольшими луковичными чешуйчатыми главками с тонкими шейками на цилиндрических барабанах. Центральный световой барабан поставлен в вершине высокой восьмилотковой кровли гуськового профиля, боковые — гораздо ниже, на углах объема. Невысокая граненая апсида с маленькой главкой на пятилотковой кровле по высоте равна короткой трапезной, объединенной с северным приделом, полукруглый алтарь которого частично прикрывает четверик храма. С запада композицию завершает колокольня, состоящая из двухъярусного четверика и стройного восьмигранного столпа с площадкой звона под стройным шатром с тремя рядами слухов.
Углы четверика подчеркнуты гладкими лопатками, огибающие лопатки отмечают также ребра алтарного выступа и углы трапезной и придела. Карниз четверика, выполненный нависанием рядов кладки с легкой подтеской, дополнен удлиненными двухступенчатыми консольками, в карнизы апсиды и трапезной введена полоса поребрика. Все окна — с лучковыми перемычками, отмеченными небольшими замковыми камнями со скругленным верхом, типичными для архитектуры барокко. Однако вдавленные обводы оконных амбразур и пояски-перехваты на полуколонках, опирающихся на профилированные подоконники и несущих треугольные фронтончики, по характеру близки к петровскому времени. Интересным элементов убранства колокольни являются пучки полуколонок, украшающие второй ярус четверика, основания и опоры арок звона. Углы нижнего яруса рустованы.
Внутри четверик с поздним междуэтажным перекрытием завершен восьмилотковым сводом на двухступенчатых тромпах с закрытым позже световым кольцом в шелыге. Три арки ведут в алтарь, перекрытый коробовым сводом, замкнутым с востока тремя лотками. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом с распалубками над проемами, в нижнем ярусе колокольни восьмилотковый свод.
На своде четверика сохранилась клеевая живопись кон. XVIII в., прописанная маслом в сер. XIX в., когда появились также тянутый карниз и профилированные тяги по ребрам свода. Тема росписи — сотворение мира. В каждом лотке изображена фигура бога-демиурга, свершающего акт творения. На тромпах были написаны евангелисты (сохранились фрагментарно). Небольшие композиции над окнами второго света относятся к сер. XIX в. Все они заключены в тянутые филенки, круглые и в виде арочки с плечиками.
Церковь Введения — характерный для своего времени приходский храм, в формах которого черты плоскостного провинциального барокко соседствуют с элементами классицизма и зодчества XVII в. Объемная композиция здания несколько архаична: двусветный четверик в три оси завершен четырехскатной кровлей с пятью чешуйчатыми главками на глухих цилиндрических барабанчиках; с востока примыкает пониженная граненая апсида, с запада — небольшая трапезная, равная четверику по ширине, чуть ýже их пристроенный позже двухэтажный западный притвор с главкой на четырехскатной кровле.
Фасадный декор первоначальных объемов ориентирован на Васильевскую церковь: невысокий цоколь, широкие угловые лопатки, венчающие карнизы с вытянутыми двухступенчатыми консольками, наличники окон с треугольными фронтончиками, опирающимися на полуколонки с перехватами. Новым элементом, свидетельствующим о влиянии архитектуры классицизма, являются прямоугольные лежачие нишки под нижними окнами. Формы западного притвора типичны для времени позднего классицизма и ограничены угловыми огибающими лопатками, упрощенным венчающим карнизом и междуэтажным поясом, ограниченным двумя полочками. Прямоугольные окна обоих этажей не имеют наличников. Центральная ось западного фасада подчеркнута трельяжем — средний проем фланкирован более узкими.
Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым с лотками с востока; перекрытия остальных помещений плоские.
Сохранившаяся масляная живопись в духе академизма выполнена во 2-й пол. XIX в. В своде на восточном лотке написана композиция «Отечество», на боковых лотках — евангелисты, на западном — «Покров Богоматери». На стенах помещено по две композиции евангельского цикла: на южной — «Благовещение» и «Введение во храм», на северной — «Рождество» и «Крещение», а на западной — «Спасение на водах» и «Воскресение».
Двухъярусный четырехрядный иконостас, бирюзовый с бронзированными деталями, выполнен во 2-й пол. XIX в. в формах эклектики. Одноярусный иконостас южного придела в трапезной создан в кон. XIX в. в русском стиле.

Лит. и ист.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 153; Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 69; Самарянов В.А. Город Галич Костромской губернии в начале XVII века. Кострома, 1877. С. 9; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. III. СПб., 1896. С. 36, № 1465; Сытин С. Древний город Галич. М., 1905: Репринт. Галич, 1994. С. 28, 30; Известия императорской археологической комиссии. СПб, 1909. Вып. 31. С. 156. Рис. 88; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 75; Храмы Галича // Губернский дом. Кострома, 2000. № 2 (39). С. 40; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. Кострома, 2001. С. 213-216; Рудченко В.М., Щеболева Е.Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008. С. 77-78.

Персоны
Симеон, протоиерей

Данные государственной охраны
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Название по постановлению: Церковь Введения
Датировка по постановлению: 1798 г., сер. XIX в.
Постановление: Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Название по постановлению: Церковь Василия Великого
Датировка по постановлению: 1768 г.
Постановление: Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Название по постановлению: Церковь Введения Церковь Василия Великого
Датировка по постановлению: 1798 г., сер. XIX в. 1768 г.
Постановление: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»