Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу

Станция железнодорожная, нач. XX в.


Адрес
Касаткиной, ул, д. 1
Касаткиной, ул, д. 5
Касаткиной, ул, д. 7
Касаткиной, ул, д. 13
Касаткиной, ул, д. 9
Костромская, ул, д. 18
Костромская, ул, д. 20

Комплекс станции «Галич», включающий ряд построек, в облике которых чувствуется влияние модерна, характерен для железнодорожного строительства нач. XX в. Расположен в южной части города на пустопорожних землях бывшей Солдатской слободы, зарезервированных городом еще в 1901 г. под строительство железнодорожной линии. Вокзальный комплекс складывался в два этапа. В 1905-1906 гг. при сооружении основной линии железной дороги Вологда-Вятка была выстроена небольшая станция IV или V класса с деревянным пассажирским зданием и маленькими служебными постройками. В 1908 г. городом была выделена дополнительная земля «под железнодорожные надобности». С пуском ветки на Кострому станция стала узловой, ее классность была повышена, в связи с чем пассажирское здание расширили к западу более чем в два раза. Вдоль железнодорожных путей поставили ряд новых служебных построек, а в квартале напротив пассажирского здания — между нынешними ул. Касаткиной, проходящей перед вокзалом, и Вокзальной, идущей несколько севернее, — возник пристанционный поселок из одноэтажных деревянных домиков с надворными постройками. С комплексом железнодорожной станции связан также квартал в начале Костромского шоссе с жилыми и складскими зданиями, возникший в ходе строительства железной дороги Вологда-Вятка. Жилые дома, возведенные для строительных рабочих, впоследствии использовались для нужд железнодорожной станции. В 2000-х гг. в связи со строительством нового кирпичного вокзала были разобраны деревянные здания вокзала и туалетов и кирпичная товарная контора. Кирпичное здание бани в этот же период было полностью перестроено: над первоначальным объемом, обшитым сайдингом и обстроенным различными пристройками, был настроен второй этаж.
Планировка станционного комплекса относилась к береговому типу. Вдоль линии железнодорожных путей с северной стороны были вытянуты все здания, обслуживавшие движение. В центре располагался вокзал, западнее его было выстроено здание нового вокзала 1908 г.; восточнее, вдоль платформы стояли два небольших объема — деревянный (туалеты) и кирпичный (товарная контора?). Из построек поселка сохранились пять деревянных домов для служащих: четыре из них поставлены по красной линии ул. Касаткиной, а пятый, более поздний (№ 7), расположен со значительным отступом от основного фронта застройки. За домами (№ 1, 5 и 9) стоят деревянные сараи, а за домами № 1 и 5 уцелели погреба-ледники. В начале улицы, у перекрестка сохранилась кирпичная баня (ныне перестроена). В квартале у Костромского шоссе, южнее железнодорожных путей, на взгорке выше переезда стоит крупное кирпичное здание складов, вытянутое параллельно путям и выходящее к шоссе западным торцом, за ним — два деревянных двухквартирных жилых дома (№ 18, 20), окруженные приусадебными участками.
Вокзал представлял собой характерный для своего времени пример пассажирского здания в упрощенных формах модерна с необычной объемной композицией, отражавшей два этапа строительства. Стены сооружения были рублены из бревен с последующей тесовой обшивкой и подняты на невысоком кирпичном оштукатуренном цоколе.
Композиция здания строилась из двух основных прямоугольных в плане объемов под двускатными кровлями, вытянутых по единой оси с запада на восток и соединенных коротким низким переходом. Восточный более ранний корпус имел меньшие размеры. Центры его основных тринадцатиоконных фасадов были отмечены легкими ризалитами с двускатной сильно вынесенной кровлей, образующей пологий щипец, украшенный деревянными стяжками. В этих ризалитах были размещены входные проемы под двускатными навесами, фланкированные двумя окнами. Горизонтальная протяженность фасадов подчеркивалась лентой оштукатуренного цоколя и профилированными поясами на уровне подоконников и над перемычками окон. В завершении стен под свесом кровли проходил широкий фриз из вертикально положенных реек. Прямоугольные окна были заключены в рамочные наличники с маленькими подоконными кронштейнами.
Западный, более широкий объем имел девять проемов по основным фасадам, центры которых были акцентированы пониженными тамбурами входов. Тамбур со стороны платформы был фланкирован двумя навесами с двускатными кровлями. Графичный фасадный декор был образован рейками: горизонтальные разделяли участки стен с различной обшивкой — вертикальной в нижней части стен и под свесами кровли, опиравшейся на фигурные кронштейны, и горизонтальной в двух верхних третях межоконных простенков, а вертикальные, шедшие от цоколя до фриза, ограничивали по бокам прямоугольные окна и образовывали подобие подоконных и надоконных ниш (последние с узором из диагональных реек). Аналогичным образом был декорирован и переход, соединяющий оба корпуса.
Внутри западного корпуса находился просторный зал ожидания, разделенный тонкими деревянными столбами с распорками от боковых стен на три нефа — средний, более высокий, с плоским потолком, а боковые — с наклонными. В основе планировки восточного корпуса лежал продольный коридор, по сторонам которого были размещены служебные помещения разного размера.
Туалеты представляли собой маленькое деревянное квадратное в плане здание под двускатной кровлей, опиравшейся на фигурные кронштейны. Узкие вертикальные рейки фиксировали углы объема, а горизонтальные разделяли на фасадах участки с различной обшивкой: вертикальной в цокольной части, простенках небольших лежачих окон и над ними, и горизонтальной под окнами. Места пересечения реек были подчеркнуты квадратными накладками, имитировавшими бриллиантовый руст. Такие же накладки украшали стяжку с бабкой, соединявшую пологие скаты кровли.
Товарная контора (?) — единственное станционное здание, которое было выполнено в кирпичном стиле. Стены невысокого прямоугольного в плане объема, вытянутого вдоль платформы и крытого на два ската, были покрыты известковой обмазкой и побелены. К восточному торцу примыкала более высокая поздняя пристройка. Фасадный декор был очень прост: лопатки с двухчастными ступенчатыми языками вверху членили стены на равные прясла. Внутренняя планировка и функциональная структура здания была отражена на фасаде со стороны перрона: два прямоугольных окна на правом фланге освещали комнату конторы, сгруппированные по три щелевидные проемы на левом соответствовали складскому помещению, а входная дверь в центральном прясле вела в небольшие сени между ними.
Баня представляла собой небольшую одноэтажную постройку, выстроенную из кирпича и покрытую известковой обмазкой. Ее компактный объем, прямоугольный в плане, был крыт на два ската. К южному торцовому фасаду, обращенному к ул. Касаткиной, примыкал деревянный тамбур входа. Скромный фасадный декор был ограничен огибающими лопатками на углах и несложным ступенчатым карнизом с плоскими удлиненными кронштейнами, напоминавшими триглифы, членившие неширокий фриз. Высоко расположенные небольшие лежачие окна, освещавшие внутренние помещения, не имели наличников.
Дома для служащих (ул. Касаткиной, 1, 5, 7, 9, 13) — небольшие по размерам одноэтажные деревянные объемы, облик которых типичен для железнодорожного строительства нач. XX в. Здания подняты на низких кирпичных цоколях, их стены рублены в лапу и обшиты тесом. Все они имеют планы в форме прямоугольников и крыты на два ската. В домах, поставленных по красной линии улицы (№ 1, 5, 9, 13) на торцах расположены пониженные тамбуры входов под самостоятельными двускатными кровлями, в доме № 7, стоящем в глубине участка и, видимо, построенном чуть позже, пониженные пристройки сеней с односкатными кровлями существуют не только со стороны торцов, но и на правом фланге главного фасада (в 2000-х гг. к правому торцу дома примкнула кирпичная жилая пристройка с самостоятельным деревянным тамбуром).
Декор домов № 1, 5, 9, 13 идентичен. Профилированные рейки разделяют участки вертикальной обшивки (гладкой в подоконном поясе и со скупой резьбой в верхней части стен) от горизонтально положенного теса в межоконных простенках. Узкие лопатки отмечают углы объема. Над профилированными рамочными наличниками равномерно поставленных прямоугольных окон с маленькими П-образными фартуками помещены сандрики с узкими пропильными подзорами. Свесы кровли опираются на фигурные кронштейны. Декор фасадов дома № 7 ограничен подоконным поясом с вертикальным тесом (в верхней части обшивка горизонтальная) и наличниками прямоугольных окон из четырех перекрещивающихся удлиненных реек.
В каждом доме изначально было расположено по две квартиры, комнаты которых группируются вокруг печи.
Сараи, типичные для пристанционных служебных построек, представляют собой прямоугольные в плане объемы под высокой односкатной кровлей, вынос которой поддерживают выпускные брусья с фигурно отесанными концами. Более высокий фасад, обращенный к дому, разделен на два яруса: в нижней части, обшитой горизонтальным тесом, размещены четыре входа в сараи, в верхней, с вертикальной зубчатой внизу обшивкой, находятся проемы сенников, отделенных от основного пространства бревенчатым накатом.
Погреба-ледники — редкий образец хозяйственных сооружений подобного типа. Их объемы врезаны в земляной холм. Вход в виде высокой арки с выдвинутыми вперед понижающимися стенками выполнен из бетона по деревянной опалубке. Внутри единое помещение перекрыто коробовым сводом.
Склад (Костромское шоссе) — самое крупное хозяйственное сооружение пристанционного комплекса. Массивный прямоугольный в плане объем, кирпичные стены которого сохранили следы известковой обмазки, завершен двускатной кровлей, разделенной на две части выступающей стенкой брандмауэра (в дальней от дороги половине кровля утрачена). Углы объема фиксированы огибающими лопатками, такие же гладкие лопатки членят все фасады на равные прясла. На торцах лопатки выведены на ту же высоту, что и на протяженных основных фасадах, оставляя гладким щипцовый фронтон. Лежачие оконные проемы (по одному на прясло на южном фасаде) подняты под самую кровлю. Внутри здание разделено капитальной стеной на два просторных зала с изолированными входами с юга. В 2000-х гг. слева к продольному фасада здания были сделаны деревянные пристройки.
Жилые дома для работников склада (ул. Костромская, № 18, 20) по объемной композиции и декору повторяют жилые постройки у вокзала, но сильнее перестроены. Лучше сохранился дом № 20, двускатная кровля которого образует на торцах щипцы, украшенные деревянными стяжками. Его фасады с горизонтальной обшивкой основной части стен вверху, под свесами кровли, имеют широкий фриз из вертикально положенного теса. Скромные рамочные наличники прямоугольных окон завершаются сандриками. У дома № 18 сохранилась первоначальная обшивка стен с выделением подоконного пояса вертикальным тесом и рамочные наличники окон. В 2000-х гг. ряд окон у обоих домов получили современные заполнения с расстекловкой, не соответствующей исторической.

Лит. и ист.: Щеболева Е.Г. Архитектурные ансамбли станций Северной железной дороги (1860 – 1910-е годы) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Вып. 7. М., 2005. С. 446–453; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. Кострома, 2001. С. 51-55; ГАКО. Ф. 1098. Оп. 1. Ед. хр. 337. Л. 5-10; РГИА. Ф. 350. Оп. 42. Ед. хр. 1496.

Данные государственной охраны
Категория охраны: объект, предлагаемый к включению в список выявленных объектов культурного наследия